Как улучшить поведение ребенка

Как улучшить поведение ребенка

Как-то одна мама жаловалась на своего сына: «Он груб с девочками, толкает их, может даже обозвать нехорошим словом, если ему не нравится, как девочка себя ведет. Это же неприлично, так нельзя себя вести. Я ему постоянно говорю об этом, но он будто не слышит». Я спросила ее: «А как ваш муж относится к вам? Говорит ли он вам нежные слова в присутствии сына? Несет ли он за вас сумки, когда вы делаете покупки в магазине? Приучает ли, наконец, уважительному отношению к вам вашего сына?» И услышала в ответ: «Мой муж — суровый человек и считает, что и сын не должен быть слюнтяем. Он не только не говорит мне нежных слов при сыне, но я не помню, когда их вообще от него слышала. А про сумки… так он не ходит в магазин, он считает это не мужским занятием».

Да, мы можем сколько угодно говорить своим детям о правилах хорошего тона, а в собственном поведении придерживаться обратного. Как вы думаете, что усвоит ребенок — слова и нотации по поводу его поведения или поведение, которое он видит каждый день своей жизни?

Усвоенные с детства стратегии поведения родителей или значимого окружения (семейные отношения, обстановка детского дома, интерната или детского сада и т.п.) позднее воспроизводятся ребенком — уже во взрослом состоянии. Директоры детских домов называют устрашающие цифры пополнения детей из семей их же бывших воспитанников. Дети, выросшие без родителей, вне семьи, не знают, как общаться в семье. Девочки, выпускницы детских домов, создавая семьи и рожая детей, через некоторое время сами же разрушают семейный быт, не умея его создавать и хранить. А дети оказываются в том детском доме, где воспитывались их матери.

Почему девушки выходят замуж за алкоголиков?

70% девочек из семей алкоголиков выходят замуж за алкоголиков. Они знают, как общаться с такого рода мужчинами. Именно стратегия поведения отца-алкоголика девочке привычна и известна. Она привыкла к мужчине, который ведет себя по-разному в пьяном и в трезвом состоянии. В нормальном мужчине, не алкоголике, ей недостает этой раздвоенности. Поэтому она или создает ее сама, своим поведением приводя мужчину к алкоголизму, или находит мужа, уже зависящего от алкоголя.

Данные американских исследований показывают, что в тех семьях, где матери в первые годы жизни уделяют ребенку недостаточно эмоционального тепла, вырастают дети, у которых больше проблем во взаимоотношениях со сверстниками. Дистантность (отчужденность, чрезмерная сдержанность или просто равнодушие) взаимоотношений, заложенная матерью, затем перенимается девочками, а те, в свою очередь, точно так же общаются со своими детьми. Этот процесс настолько прогрессирует, что в США были выделены огромные средства на обследование семей по выявлению проблем эмоциональной привязанности родителей и детей и коррекции этих взаимоотношений.

Все это подтверждает известное положение: поведение взрослых в семье всегда сильнее действует на поведение ребенка, чем любые, даже очень хорошо выстроенные и продуманные занятия по формированию новых навыков.

Ребенок, попадая на занятия по этикету, может даже стараться изменить свое поведение по отношению к окружающим. Но, попадая после занятий в семью, он вынужден возвращаться к привычным формам поведения, которые вызываются неосознанным (и неконтролируемым) поведением членов его семьи. Таким образом, мы скорее сформируем у ребенка невротическое состояние, нежели поможем ему быть более успешным в общении.

Поэтому, прежде чем вырабатывать новое поведение у ребенка, важно, чтобы сами его родители приняли это новое поведение как постоянное, захотели в семье вести себя так. Вот тогда поведение ребенка достаточно быстро изменится к лучшему, он усвоит новые правила поведения, так как будет каждодневно видеть образцы примерного поведения своих родителей. В ходе общего семейного обучения могут решиться и проблемы, связанные с поведением ребенка в школе. Обычно плохое поведение ребенка не бывает на пустом месте. Как правило, его формируют члены семьи, показывая в отношениях между собой те конфликтные стратегии поведения, которые затем усваиваются ребенком и воплощаются им в жизнь.

Например, родители по вечерам часто ссорятся из-за того, что отец некорректно выражает свое недовольство поздним ужином, а мать в ответ попрекает его тем, что он не помогает по хозяйству. Ребенок, который присутствует при этой ссоре, ложится спать расстроенным. Утром он встает с плохим настроением, которое, в свою очередь, срывает на сверстниках в школе или начинает грубить на уроке учителю.

При этом он строит фразы, очень похожие на те, которые используют его родители во время очередной ссоры. Если родители начнут контролировать свое поведение и даже высказывать друг другу те же претензии, но уважительно, объясняя, почему они возмущены или недовольны, то, возможно, через некоторое время и ссор станет меньше. И, к удивлению родителей, уменьшится число замечаний по поводу поведения их ребенка в школе.

Заметим, что к улучшению поведения ребенка приведут не наказания, а всего лишь контроль его родителей за собственным поведением. Таким образом, родителям необходимо начать с себя: посмотреть на собственное поведение и понять, в какие моменты они сами нарушают или не выполняют этические нормы. Вполне возможно, что тогда не нужно будет специально заниматься воспитанием ребенка. Он усвоит правильные нормы поведения естественно, скопировав их у своих родителей.

Похожие статьи

А что вы думаете?

113 queries in 0,301 seconds.