За последние десятилетия представительницы слабого пола значительно расширили сферы своего влияния в бизнесе, политике, науке, потеснив своих условных «противников» — мужчин. Мир будоражат идеи феминизма, истинного и ложного равноправия полов… Все это вызывает изменения в области делового этикета. Что же происходит на самом деле, каким образом трансформируются и правила поведения в отношении женщин в бизнесе?
Отношение к деловым женщинам
Есть два полюса отношения к женщине в деловой среде. Один из них — это чрезмерное внимание, причем как положительное, так и отрицательное. В этом случае встречаются целование рук, постоянные комплименты, ухаживания, открывание дверей и т. д.
Возникает образ дамского угодника, постоянно подчеркивающего, что перед ним женщина, и не важно, что она занимается бизнесом. «Можно снять пиджак? Закурить? Позволите включить кондиционер?» — спрашивают во время переговоров и совещаний такие мужчины. В разговоре постоянно мелькают слова «дама», «женщина», сопровождающиеся эпитетами «прекрасная», «очаровательная», «восхитительная».
Как ни странно, этой же позиции чрезмерного внимания к слабому полу придерживаются те представители мира мужского бизнеса, которые считают, что с женщинами вообще нельзя работать. Здесь можно услышать: «Ни за что в моей компании не будут работать женщины на руководящих должностях. Они способны только на капризы». Подобные тирады можно назвать сексистскими.
Есть и другая крайность, которой уже практически достигла Северная Америка, —полное отрицание пола. Ни в коем случае, ни в чем — ни положительно, ни отрицательно — нельзя подчеркивать половую принадлежность другого человека. Нельзя подавать женщине руку, нельзя уступать ей место, нельзя говорить, что она женщина. Все должны быть настолько равны, что ни во взгляде, ни в словах — нигде не должно быть даже
намека на тендерные различия.
От знаков внимания до харассмента — один шаг
Не зря же в США каждый школьник знает о харассменте. Но в чем же отличительная черта харассмента? В полном нежелании другой стороны принимать знаки внимания. Разработана целая система: если кто-то проявил к сотруднице знаки внимания как к женщине, она, согласно инструкции, сначала обязательно должна сообщить об этом «нарушении» своим приятелям, друзьям, коллегам. Затем отправить тому, кто проявил эти знаки внимания, соответствующее письмо, взять квитанцию об этом письме, и «потерпевшая» почти готова… к суду.
Можно сказать, что вся эта система делает женщину существом неприкасаемым. Казалось бы, абсолютно нивелируются женские качества, но если посмотреть с психологической точки зрения, то более внимательного отношения к даме трудно себе представить. У меня даже есть подозрение, что женщины настолько хотят привлечь к себе внимание, что сами придумали всю эту систему.
Представьте: мужчине надо постоянно думать о том, что это — женщина и что ни в коем случае ей нельзя подать руку, сделать комплимент, назначить встречу. Нельзя помочь донести вещи, уступить место, просто спросить что-нибудь — в общем, ничего нельзя. Кстати, подобная тактика является одним из методов лечения психогенной импотенции — человеку говорят, что «нельзя», запрет привлекает внимание, и появляется желание его нарушить.
Какова же «золотая середина», оптимальная модель отношений, когда мужчина ориентирован на дело и его деловой партнер — женщина. В основе этих коммуникаций стоят интересы бизнеса, где важны, прежде всего, деловые качества как профессиональные, так и психологические. Тот факт, что напротив за столом переговоров — женщина, может быть просто особенностью делового партнера, причем, вполне приятной особенностью — так же, как национальные черты человека, особенности его характера, увлечения и хобби и т. д. Комплименты, дополнительное внимание в адрес бизнес-леди могут иметь место, а могут и не иметь, в зависимости от деловой цели и от конкретной ситуации.
В России
Какая тенденция наблюдается сегодня в российском бизнес-сообществе? Происходит заметный сдвиг в сторону Дела. На арену вышло абсолютно новое поколение предпринимателей, которое сформировалось уже в условиях постсоветского пространства. Это люди, умеющие ставить цели и достигать их, они ориентированы на успех независимо от ситуации. И деловые, энергичные, целеустремленные, образованные женщины соответствуют этой концепции.
Возможно, поэтому от предпринимателей нового поколения я практически не слышала ни ярых сексистских высказываний, ни приторных комплиментов. Они не тратят на это времени, понимая, что бизнес-леди это и не нужно. Для таких женщин важнее уважительное отношение, интересная творческая работа, адекватная деловая позиция и, конечно, высокая зарплата.
Кроме того, наша действительность постепенно перевоспитала и дамских угодников, и отъявленных сексистов. А способствовали этому успехи в бизнесе женщин с ярко выраженным профессиональным самосознанием.
Встречаемся ли мы до сих пор с проявлениями того и другого? Да, безусловно, но все меньше и меньше. Хотя есть бизнес-леди, которые ждут от деловых партнеров — мужчин особых знаков внимания и, конечно, их получают.
Национальные особенности женского этикета
В северо-западной Европе и скандинавских странах, в Англии, Германии, Голландии Бельгии и др., где культурная традиция питается суровым духом протестантизма, а женщина более эмансипирована, этикет стремится охранить репутацию женщины, ее частное пространство.
В этой связи, в Англии например, викторианская традиция предписывала женщинам одеваться скромно, не употреблять косметики, быть предельно сдержанными в выражении своих чувств. «Женам положено быть скучными» (Wives are suppoused to be dull) — гласит известная английская поговорка. А репутация «скучной жены» — вне подозрения.
На юге Европы, например в Италии, где отношение к красоте и роскоши совсем иное, этикет, наоборот, требует от замужней дамы одеваться по возможности дорого, даже роскошно, чтобы и состоятельность ее мужа, и пылкость его чувств были очевидны для всех. Правда, о репутации беспокоятся и здесь.
На Сицилии, например, где культура представляется максимально патриархальной, девушкам и молодым замужним женщинам разрешалось сидеть за работой у окна только в профиль, чтобы никто не мог сказать, что она кокетничает с проходящими мужчинами.
Однако до сих пор и в Англии, и в Италии женщина, голосующая на улице, воспринимается совсем не так, как наша соотечественница: скорей всего, ее сочтут уличной проституткой или искательницей приключений, что в общем-то основано на некой житейской логике. А вот, например, английская традиция носить белые сумочки и белые туфли «только в деревне» вызовет недоумение у наших женщин, привыкших считать эти аксессуары элементом праздничного или торжественного наряда.
Отличия этикета у полов
В современном, и особенно западном, обществе женщина, получив равные социальные права с мужчиной, для достижения успеха вынуждена в большей степени реализовывать те качества, которые считаются мужскими. Скорее, современные мужчины могут считать себя «жертвами этикета», согласно которому они должны оставаться галантными кавалерами даже со своими собственными начальницами.
Нередко приходится видеть, как женщине-руководителю оказывают знаки внимания согласно официальному протоколу и в то же время целуют руку, пропускают вперед…
Мысль о том, что, подавая бизнес-вумен пальто, мужчина унижает ее достоинство и ставит под сомнение деловые качества, была в свое время запущена феминистками и отчасти прижилась в массовом сознании, однако собственно к сфере этикета эти соображения не имеют прямого отношения.
Разумеется, постепенное (иногда, впрочем, резкое) стирание тендерных границ происходит во многих сферах общественной жизни — в бизнесе, в политике, в культуре. Но это не ведет к полной утрате тендерной идентичности. На наш взгляд, современная женщина может без ущерба для собственного достоинства принимать знаки внимания со стороны мужчин и в деловой обстановке, и в свете, и в частной жизни.