Сетчатка глаза — это участок головного мозга, вынесенного на периферию. Не потому ли в глазах столь многое отражается?
Известно, что глаза — самая частая мишень для взглядов другого человека. Даже когда мы видим человека по телевизору, то взор наш чаще всего устремлен именно на глаза говорящего, хотя тот нас и не видит. Попробуйте, ради интереса, зафиксировать свой взгляд на воротничке диктора или на любой другой детали, не на его глазах. Скорее всего вам будет нелегко слушать и вы быстро устанете от такого напряжения. Вы будете испытывать дискомфорт, пока снова не поднимете взгляд на глаза собеседника).
Зрительный контакт — то, без чего вы не удержите внимание. Искренне желаю вам не оказаться в роли зануды-лектора, который только и делает, что смотрит себе под нос, перебирая бумаги. Смотрите на тех, к кому обращаете речь. Почему это бывает нелегко?
Всегда ли нужно смотреть в глаза? Типы взглядов
- ваш собеседник смотрит вниз и куда-то в сторону, это всегда производит неприятное впечатление: то ли нами недовольны, то ли не слушают, а лишь делают вид, то ли подсмеиваются исподтишка.
- Смотрит не прямо в глаза собеседнику, а всегда искоса, повернув лицо вполоборота. Кажется, что вам не доверяют, подозревают в чем-то.
- Смотрят исподлобья. Появляется чувство противостояния, словно вас ненавидят и на все готовы ответить «нет».
- Бегающий взгляд вызывает чувство, словно перед вами стоит вечно провинившийся, до крайности неуверенный в себе человек.
- Неотрывно сверлящий, испепеляющий взгляд. Про него говорят: «тяжелый». Вас презирают? Хотят подчинить? У особо чувствительных — мороз по коже от такого взгляда.Его специально вырабатывали у себя некоторые диктаторы. Чтобы облегчить себе задачу, они смотрели на воображаемую точку между бровей собеседника, из-за чего этот взгляд иногда называют центральным.
- Многие выступающие говорят будто для самих себя и хотя и держатся при этом достаточно свободно, глядят при этом «на облака». Им словно безразлично — есть у вас интерес или нет. Договорить — и уйти, лишь бы сильно не мешали.
- Есть люди, которые, глядя на вас, постоянно щурятся, нередко губы их выражают легкую усмешку. Вам кажется, они подсмеиваются над вами или не согласны с тем, что вы говорите. Нет, они не собираются возражать, просто молча наслаждаются чувством собственного превосходства.
Следите за собой
Проанализируйте свою обычную манеру смотреть в глаза; приятна ли она вашим собеседникам? Или, возможно, вы и вовсе избегаете смотреть в глаза, и вам неоднократно говорили об этом? Вообразим диалог между двумя людьми. Манера смотреть в глаза не одинакова у говорящего и слушающего.
Как смотреть в глаза собеседнику: несколько правил
Тот, кто в данный момент слушает, смотрит в глаза существенно дольше (это логично: он меньше занят). Говорящий чаще отводит взгляд, думая над следующей фразой, и это вполне нормально. Нередко бывает и так, что вы говорите, а ваш собеседник смотрит вам в глаза только до тех пор, пока вы не делаете того же, а вот стоит вам попытаться поймать его взгляд, он его тут же отводит.
Запомните эту неприятную особенность: безотрывно смотреть в глаза, ни на мгновенье не отводя взгляд, — также дурная манера. Собеседнику кажется, будто его «зондируют», он будет нервничать под таким испытующим взглядом. Смотрите спокойно, доброжелательно, прямо повернув лицо к собеседнику. Держите оптимальную дистанцию, на которой вам обоим комфортно. Если вам свойственно смотреть исподлобья или искоса, то старайтесь контролировать себя волевым усилием, пока должная манера смотреть не станет для вас привычной.
Если перед вами несколько участников разговора (даже если они только выполняют роль слушателей), то нужно периодически смотреть в глаза каждому. Другое дело, что больше взглядов достается тем, кто лидирует в разговоре, но если вы будете смотреть в глаза только лидеру, то остальные почувствуют себя лишними. Конечно, когда перед вами тысячная аудитория, то каждому в глаза не посмотришь, но зрительный контакт по-прежнему необходим.
Как вести себя перед большой аудиторией
Появившись перед слушателями, не приступайте сразу к речи. Они не услышат вас, пока не рассмотрят. Улыбнитесь им для начала (если, конечно, это не поминки и не весть о трагедии). Поприветствуйте ваших слушателей, а потом уж разложите поудобнее бумаги. Окиньте взглядом передние ряды, затем — те, что дальше. Посмотрите во все стороны, кивните в знак приветствия в нескольких направлениях.
Каждый ваш слушатель хочет быть замеченным, ему важно ваше внимание. Все это займет несколько секунд. Ваш мозг без труда поделит аудиторию на несколько секторов; когда вы посмотрите на сектор, каждый, кто находится в нем, будет чувствовать себя так, словно вы взглянули в очередной раз именно на него. Секторы тем крупнее, чем они более удалены от вас.
Так, из сидящих в первом ряду каждому может достаться ваш взгляд, а в заднем — трем-пяти слушателям. У остальных будет лишь «иллюзия» вашего взгляда. Это своего рода искусство — произносить речь, не теряя мысли, при этом успевать следить за реакцией людей, глядя им в глаза.
Окинув аудиторию взглядом в самом начале, вы наверняка заметили несколько лиц, неодобрительно реагирующих на ваше появление. Вы также успели про себя отметить, что отдельные лица вам симпатичны. И если вы нервничаете, не уверены в успехе, то для облегчения задачи изберите для зрительного контакта тех, кто вам понравился. Они могут послужить молчаливой моральной поддержкой. Что толку смотреть на испепеляющие взгляды? Они вряд ли прибавят вам сил.
Я не сторонник того, чтобы для облегчения задачи смотреть на спинки стульев и края рядов. Так вам не удастся заметить реакцию слушателей, да и есть в этой манере что-то фальшивое, согласитесь. Настоящие любимцы публики, общаясь, искренне глядят людям в глаза.