Когда нужно вставать
Простое, правильное приветствие включает в себя больше, чем можно заметить невооруженным глазом.
Давайте рассмотрим основы:
- Всегда нужно вставать, чтобы поприветствовать кого-либо, и обычно следует встать, когда к группе присоединяется кто-то новый. (Одно время женщины оставались сидеть, когда новый человек присоединялся к группе, но это время ушло.) Есть несколько исключений из этого правила: при очень большом количестве людей встают для приветствия только те, кто находится в непосредственной близости к вновь прибывшим. Не надо также вставать, когда это явно неудобно — если вам трудно встать из-за стола или, например, у вас на коленях что-то лежит. В подобных случаях достаточно немного приподняться или поклониться, чтобы подтвердить прибытие или представление.
- В кабинете вы должны не только встать, но и выйти из-за стола, чтобы поприветствовать людей, если только это не коллега или сотрудник, которые часто к вам заходят. Всегда вставайте и идите навстречу старшему по положению независимо от того, как часто он к вам приходит, если вы знаете, что это для вас хорошо.
- Посмотрите в глаза и улыбнитесь.
- Всегда пожимайте руку, протянутую в знак дружбы.
Разрешите представить…
Для того чтобы представить человека, существуют определенные правила, и первое и наиболее важное — уметь это делать. Одно из самых вопиющих нарушений этикета — позволить человеку стоять рядом без представления. На самом деле, лучше ошибиться в произнесении чьего-то имени или даже неправильно представить человека, чем проигнорировать его.
Запомните
Для того чтобы правильно представить человека, скажите: «Разрешите вам представить…», а не «Можно вас представить…»
Самое первое
Следующее из наиболее важных правил — правило «кто первый?» При социальном общении человек, имя которого произносят первым при представлении, — это, как правило, тот, кому отдают предпочтение из-за возраста, пола или положения в семье. Дело в том, что социальный этикет сформировался в эпоху галантности.
Бизнес-этикет основан на служебном положении, а не на возрасте и поле. В деловой среде человека, занимающего более высокое положение, называют первым:
Господин/госпожа, занимающие высокое положение, позвольте мне представить господина/госпожу, занимающих более низкое положение.
Однако из этого правила есть исключение: человек самого высокого ранга в вашей фирме не превосходит по рангу вашего клиента. В этом случае первым вы называете клиента:
«Джим Салливан, я хотел бы представить Кору Брэди, нашего управляющего».
При представлении людей равного положения можно вернуться к старым принципам галантности, отдавая предпочтение людям старшего возраста, но это, конечно, необязательно.
Давайте посмотрим
Во время представления смотрите на людей, которых вы представляете. Посмотрите сначала на человека, занимающего более высокое положение, а затем повернитесь и заговорите с человеком более низкого ранга.
Имени недостаточно
При представлении всегда произносите больше, чем просто имя и должность (звание). Предоставление ценной информации вместе с именем и званием может послужить началом для беседы и сделает начало разговора проще для обеих сторон. Это может служить и предупреждением:
«Том — аудитор, изучающий вопрос Макгонигла».
«Маргарет — адвокат корпорации MicroDyno».
Представляя людей журналистам, всегда делайте так, чтобы люди знали и понимали, что возможно их речь записывают.
И наконец, не старайтесь представлять людей слишком быстро. Чуть больше затраченного на представление времени заставит людей почувствовать себя важными, а вы будете выглядеть здравомыслящим.
Как представить самого себя
Иногда необходимы хорошие манеры, чтобы представить самого себя. Не будьте застенчивым — идите и представляйтесь в следующих ситуациях:
- Когда вы оказались среди людей, которых вы не знаете, на деловой встрече или общественном мероприятии.
- Когда человек, который должен был вас представить, сделал это неправильно или забыл это сделать..
- Когда вы сидите с кем-то рядом за обеденным столом.
- Когда становится очевидно, что кто-то, кого вы встречали раньше, не может вас вспомнить. Скажите что-нибудь вроде этого:
«Здравствуйте, я Гейл Уорси. Мы встречались прошлой весной на симпозиуме по вопросам Интернета в Далласе».
Правило «ценной информации» также используется при самостоятельном представлении. Давайте рассмотрим следующий пример:
«Здравствуйте. Я — Брэд Коглин. Я здесь, с командой наблюдателей от ComTech».
Это представление носит дружественный характер и может стать началом беседы. Давайте рассмотрим детали. Другим не надо знать о ваших конкретных функциях, или как долго вы работаете, или откуда вы приехали.
Представьтесь, назвав свое имя и фамилию. Не называйте свои звания, типа «доктор» или «профессор». Можно сказать: «Здравствуйте, я — Картер фелпс, дантист из Сиэтла»
. Этого будет достаточно, чтобы, отвечая, другой человек обратился к вам «доктор Фелпс». Затем вы можете сказать (а можете и не говорить): «Пожалуйста, называйте меня Картер».
При самостоятельном представлении лучше не называть свои звания, а сказать, чем вы занимаетесь: это поможет начать беседу. Например, вместо того чтобы представить себя фразой: «Я — президент компании «Необыкновенные знаки внимания» (Uncommon Courtesies), я могла бы сказать: «Я автор журнальной колонки о хороших манерах и езжу по всему миру, преподавая навыки общения служащим различных корпораций».
Неофициальные ответы
Даже в неформальной ситуации простого «Привет» или «Здравствуйте» — недостаточно. Назовите человека по имени и, если можете, добавьте что-нибудь коротко и дружелюбно: «Здравствуйте, господин Экхарт. Я с удовольствием слушал ваше выступление сегодня утром».
Официальные ответы
Ответ на официальное приветствие — «Здравствуйте» должен содержать обращение по имени и фамилии к другому человеку (официально или неофициально нельзя называть другого человека просто по имени (без фамилии), пока не получили приглашения сделать это).
Рукопожатие
Удивительно, что так мало внимания уделяется рукопожатию, хотя практически оно является универсальным и к тому же весьма важным для нашего взаимного восприятия. Несмотря на важное значение рукопожатия, довольно часто его выполняют просто ужасно. Отдельную статью про рукопожатия можно прочитать здесь.