Впечатления от путешествия по Амазонии

Многие в детстве мечтают о путешествиях в далекие страны. Но это в детстве, а вот представьте себе, как однажды человек, зарабатывая деньги, решил потратить их не на очередную «крутую» машину, а исполнить голубую мечту детства и поехать в Южную Америку, чтобы увидеть бескрайние, доселе неизведанные просторы самой большой в мире реки — легендарной Амазонки. Больше адреналина в крови, чем от приключений в стране людоедов, колдунов и шаманов, населенной необыкновенными животными, ягуарами и анакондами, кишащей ядовитыми гадами, вампирами и гигантскими насекомыми, вряд ли можно получить еще где-нибудь. А уж лучшей рыбалки и охоты точно не найти нигде. Но как туда попасть и что для этого нужно, знает не каждый.

Владимир, насколько тех мест коснулась цивилизация? Например, в маленьком городке на берегу Амазонки.

Городки, города и деревни по берегам Амазонки стали возникать в начале XVIII века на пике каучукового бума. Цивилизация зарождалась только по берегам рек, поскольку сообщение, как тогда, так и сейчас, там возможно только по реке. Со временем, когда сперва англичане выкрали семена каучуковых деревьев, а потом в России изобрели искусственный каучук, развитие Амазонии приостановилось. Возможно, это и спасло уникальную природу тех мест от прихода глобальной цивилизации
и уничтожения. Но я заметил, что и Эквадор, и Перу, как ни странно, очень хорошо компьютеризированы, на каждом шагу интернет-кафе.

Даже в маленьких городах?

Не то что в городах, а в маленьких деревнях. Мы отъехали километров сто от городка — деревня, генератор у них свой и посередине тарелка, и там есть Интернет. Меня это так поразило!

То есть практически натуральное хозяйство и Интернет?

Да, ходят почти голые, босиком, едят бананы с рисом и маниокой; из мяса и рыбы — только то, что поймают, но зато есть Интернет!

А зачем им Интернет?

Не знаю. Молодежь сидит, правда, что они в Сети ищут, не знаю. Кстати, там все намного дешевле. Интернет вообще копейки стоит: в Перу, в Ики-тосе я платил примерно 10 рублей за час, если на наши деньги, а в деревнях и того дешевле. Вообще Южная Америка недорогая.

Сколько раз вы бывали на Амазонке?

С 1999 года езжу туда довольно регулярно. Раз шесть был точно. В год иногда два раза езжу. Были годы, когда ни разу не ездил — писал книгу.

А как вы дошли до жизни такой — с Амазонкой? Вернее, как от ядерной физики вы перешли к своему бизнесу, а потом — к Амазонке?

Дело в том, что я окончил наш Политех по специальности «Эксплуатация ядерных установок», но применить эти знания у меня и не получилось, поскольку я сразу ушел в бизнес (время было такое — начало 1990-х).

Жизнь показала, что если занимаешься все время одним и тем же, то устаешь, и надо уходить во что-то иное, что заставляет полностью забыть о любых делах и проблемах. Более того, когда переживаешь эмоциональные стрессовые ситуации, связанные с чем-либо очень интересным, возвращаешься совершенно другим человеком и практически начинаешь новую жизнь, продолжая, правда, старые дела.

Вот это был как раз тот случай. Необходимо было сделать перерыв «между прошлым и будущим», и мы с Анатолием Хижняком поехали на Амазонку. У него, кстати, в этот период тоже был какой-то жизненный застой.

Но вы же могли поехать в пятизвездочные отели

Это все уже в прошлом. Я перед этим проехал большую часть Европы, где только ни был. В основном, везде одно и то же. Вы, как правило, в какую бы страну в отпуск ни приезжали из «нашей вечной мерзлоты», хотели бы покупаться и позагорать, однако везде одно и то же — пятизвездочные, четырехзвездочные отели, завтрак, обед, ужин, пляж, море, экскурсии — и все.

Одни и те же пальмы стоят, одни и те же газоны одинаково подстрижены. А на каком языке разговаривает местное население, вам, как правило, совершенно безразлично. Верно? Но это, конечно, если ваша первостепенная задача — не осмотр достопримечательностей, особенно под палящим солнцем, когда все купаются, загорают и расслабляются.

А чего вам хотелось? Разве не отдохнуть?

Мне хотелось воплотить мечту детства. Посмотреть, что это такое Южная Америка. Вы же наверняка читали «Затерянный мир» Конан Дойля и другие книги на тему приключений на берегах великой реки.

Но вы же могли поехать в более цивилизованные места? На Амазонку — это же опасно.

Да. Но я никогда не уходил от опасности. На самом деле можно было и в Африку поехать. Я даже это обдумывал. Но об Африке гораздо больше написано, она уже порядком исхожена и изучена. И, кроме того, на этом континенте постоянно воюют. В общем, это неинтересно.

А Южная Америка сейчас довольно спокойная, там воюют разве что наркобароны за место под солнцем… В Колумбии, правда, сильное партизанское движение, которое тоже, кстати, замешано на наркотрафике.

Что-то для вас оказалось самым неожиданным на Амазонке?

Да, конечно, когда мы увидели племя Корубо, я был совершенно к этому не готов. Даже не предполагал, что еще существуют на земле настолько дикие, в прямом смысле слова, племена, настолько непосредственные, ну совершенно как животные. Ведь когда читаешь про Амазонку, про индейские племена, находишь описание их гордости, достоинства, самобытной культуры, а эти настолько неразвиты, на таком низком уровне, что у них ничего нет!

Я читала в вашей книге, как они кинулись потрошить ваши рюкзаки.

Да это, конечно, меня очень удивило и даже несколько озадачило. Налетели, как избалованные малые дети, хватали все, что блестит, а если что-то им не давали, то огрызались, как дикие зверьки. Все совершенно голые — и женщины, и мужчины. Собственно говоря, им одежда и не нужна.

А вы их шокировали тем, что одеты? Они не пытались вас раздеть?

Многие воины, охотники да и просто любопытствующие индейцы из племени Корубо иногда выходят (как правило, повоевать) к более цивилизованным племенам. Поэтому, в принципе, они понимают, для чего нужна одежда. Хотя, конечно, такими вопросами сильно не озадачиваются.

Интересно было их отношение к нашим вещам. Например, видеокамеру индейцы взяли, покрутили — совершенно не интересно: практического применения никакого. И они ее бросили. А вот веревки, кастрюльки, ножики, фонарики, спички, зажигалки — за этим только успевай смотреть — тащили бессовестно.

Но такими были только индейцы из племени Корубо. Хотя я думаю, что в глубине Амазонской сельвы много подобных племен. В последний раз, когда мы были у племени Гуарани (это примерно на границе Эквадора и Перу), они рассказывали, что рядом существуют еще более дикие племена, которые наотрез отказываются идти на контакт с цивилизацией, сохраняя таким образом свою самобытность. И более того, воюют с теми своими соплеменниками, кто не чурается благ прогресса.

То есть с дикими племенами трудно договориться?

Слово «договориться» — очень условно, можно постараться войти в контакт, хотя это и не просто. Правда, у моего товарища Анатолия присутствовали уникальные способности, он умел находить контакт даже с корубо.

Каким образом?

Он путешествует по Южной Америке уже лет 17, особенно по ее дикой части. И уж конечно знает тонкости установления дипломатических отношений с помощью языка жестов. Например, когда индейцы пытались отбирать у нас что-либо, а мы не давали, Анатолий, чтобы не допускать конфликтов, ввел товарные отношения, как по Марксу: ты мне топор — я тебе бушель зерна; ты мне пукуну, а я тебе — кастрюлю или фонарик; ты мне гамак, я тебе — ножик. И индейцы охотно пошли на это. Наши проводники из местного населения говорили, что в первый раз видят, чтобы корубо согласились на обмен. Дикари поняли, что можно не отбирать, а просто меняться, не портя себе настроение.

А как относятся к иностранцам не дикие племена, а местное население, которое проживает в деревнях?

Очень хорошо, очень радушно. Там есть местные жители — выходцы из испаноязычных стран, а еще есть индейцы, которые полностью адаптировались к цивилизации. Они блюдут свои независимость и обычаи, поэтому наши проводники всегда выходили вперед, договаривались с вождем, что мы зайдем к ним в стойбище переночевать. Индейцы, как правило, давали добро, и когда мы приходили, они с удовольствием с нами общались. В общем, как в любой деревне.

Так все-таки существуют определенные обычаи? Вот, надо с вождем сначала договориться…

Да, надо сначала пройти процесс своего рода администрирования.

Были вещи, которые там нельзя делать, из-за которых к вам начнут плохо относиться?

Есть, нельзя стрелять без разрешения. А вообще надо просто соблюдать приличия — протокол и этикет. Как и везде.

Например, в гостевой молоке висел гамак. Мы заметили, правда потом уже, что в этот гамак молодые люди и женщины не садились — только старейшина племени и самая старая женщина. Когда я сел, мне ничего не сказали, но я потом подумал, что как-то так без спроса сел, качался, отдыхал, а может быть, этого не стоило делать. Но в общем, мне кажется, если ты ведешь себя цивилизованно, то тебя везде будут принимать хорошо.

Сталкивались ли вы с обычаями, которые для нашего человека странны? Что-нибудь связанное с едой? Ведь вы вместе с ними ели?

Нет, мы вместе с ними не ели.

Не приглашали?

Нет. И вообще я не заметил обычаев, связанных с едой. Но вот когда вам подносят массату, отказываться не стоит — это знак внимания и уважения. В некоторых племенах считают, что мужчина не должен жить без женщины, и очень настоятельно приводят девушку, временную жену. И нам тоже приводили, говорили: «Вот, ребята, давайте, оставайтесь, поживите полгодика, посмотрите, а там видно будет. Мы вам жен подтянем».

А девушки красивые?

Они очень своеобразные. Некоторые лица очень красивы. Но при этом у них очень испорчены фигуры, от недостатка витаминов. Еще одна проблема — надо же за собой ухаживать, а там нет такой возможности.

Нет, они, конечно, не грязнули. Но, видите ли, когда женщина ходит босиком, когда постоянно ее кусают комары, оводы и мошки, пусть она даже красавица, все равно она будет проигрывать. Нет макияжа, прически нет никакой. Правда, у них очень хорошие волосы, смоляные, густые — может, прическа и не нужна!

Но если ты хочешь остаться там, то надо это принимать: что есть, то есть.

Кстати, хочу сказать про секс. У них как бы нет секса. Есть просто продолжение рода. Как правило, там полигамия. Но это связано, прежде всего, с тем, что женщине одной там не выжить, поэтому она должна придерживаться определенного мужчины, определенного маленького клана.

И мужчине одному, наверное, трудно выжить?

Конечно, в тех условиях желателен очаг, семья. И, как правило, получается, как в песне «Если б я был султан»: одна готовит, другая стирает, третья детей воспитывает.

А есть ли обычаи, связанные с жестами? Каких жестов нельзя делать? Какие жесты интерпретируются как угрожающие?

Если не говорить о корубо, которые живут эмоциями (стоит улыбнуться, как индейцы тоже начинают смеяться; сделаешь испуганное лицо, они сразу настораживаются и начинают озираться), у остальных вся жизнь протекает сглаженно и умеренно.

Это не серьезные ритуальные племена, как, например, в Африке или в Индии. У них все очень спокойно, и жизнь у них такая ровная. Пошел, поймал рыбину, подстрелил обезьяну и живешь. Потом опять.

Так это, наверное, неинтересно?

Это, может, и интересно, но скучно! Правда, у них это все восполняется шаманизмом. Вот шаманы и колдовство — это их культура.

А как они развлекаются?

Устраивают фиесты: танцы, песни, восхваляющие урожай. Поют о любви, о молодых людях, о девушках. Мне переводили через третьи руки: вождь переводил на испанский Эдуарду, а тот уже на русский мне. В племени гуарани, когда нас пригласили на рыбалку, мы наблюдали такой ритуал: мужчины падали на землю, изображая обессиленных от голода, с громкими вскрикиваниями, а женщины в них кидали массатой, потом все вместе становились и пели, после этого начиналась рыбалка. То есть у них есть определенные обряды и традиции.

Хотят ли индейцы цивилизации: переехать в город, жить в квартире?

У них этот процесс уже идет, и им это нравится. Я даже боюсь, что гуарани через год-два будут уже совершенно цивилизованными.

У них очень тяжелая жизнь?

Конечно. В диких условиях попробуйте голышом, среди всех этих ядовитых гадов, побегать, поохотиться, с ягуарами и анакондами повоевать. Хотя много рыбы, дичи, но приходится временами сниматься с насиженного места и переходить на другое, потому что выбивают всю живность в округе. Вот они так и кочуют всю жизнь по сельве.

А что это прибавляет в вашей жизни? Понятно, что один раз можно было съездить, чтобы себя испытать и посмотреть на эту экзотику. Но дальше?

Мне там нравится. Там спокойнее. Когда я туда приезжаю, мой организм эмоционально, физически и духовно отдыхает. Я там заряжаюсь энергией.

Возвращаетесь тоже с удовольствием?

Нет, не скажу, чтобы с большим удовольствием. Я бы вообще не возвращался, там бы и жил.

А помогает ли ваше нестандартное увлечение в бизнесе?

В общем, да. Если приходится с кем-нибудь знакомиться, то вместо визитной карточки я даю книгу.

А это не вызывает недоумения? Наверняка, на те деньги, которые вы потратили, экспедиции ведь эти довольно дорогие, можно было купить несколько машин или домик за городом?

В общем, да. Но домик за городом уже есть. Хотя в принципе мне это не очень нужно, это больше для родителей. Мы же с друзьями ездим на рыбалку на Вуоксу с палатками, с лодками под мотором. Ну и потом, когда ты даешь книгу в качестве визитной карточки, она действует лучше, чем любая представительская машина, смею вас заверить.

Сколько я ни заходил в разные инстанции — совершенно другое отношение. Хороший автомобиль сейчас уже не показатель достатка, это само собой, и все к этому уже привыкли. А когда приходишь с книгой, то это подчеркивает твою индивидуальность, возбуждает интерес и разговор строится уже совсем по-другому.

Кстати, редкий случай, когда дилетант (не будем бояться этого слова) пишет книгу на тему, которой до сих пор занимались люди науки, и ученая публика не только не обрушивается с возмущением на автора, но, наоборот, говорит, как это здорово, какой это большой вклад в науку.

Зачем вам понадобилось издавать эту книгу?

Когда я впервые поехал на Амазонку, даже не думал, что напишу книгу. У меня в первой поездке не было ни фотоаппарата, ни камеры — это все было у моего товарища, Анатолия. Мне просто было интересно поехать. Но надо сказать, что я всегда добросовестно вел дневник, записывая все мелочи и подробности, а также свое отношение к происходящему вокруг. Это был даже не дневник, я просто пытался писать письма. Но они не доходили, а черновики остались.

И я все продолжал и продолжал писать, и когда зачитывал свои записи Анатолию, у него уже тогда родилась идея — книгу сделать. Но, к сожалению, у него на это катастрофически не хватало времени, поскольку он постоянно в разъездах и путешествиях.

И тогда мне, человеку совершенно в этом плане непрофессиональному, далекому от науки и литературы, пришлось подхватить от него эту эстафету. Мне очень хотелось передать другим свое ощущение от Амазонки — голубой мечты детства, хотел, чтобы все почувствовали, как там здорово. Что было делать? Я решил писать книгу. И вот семь месяцев каждый день с утра до вечера я сидел и писал.

А как же бизнес?

Я ничего не делал.

Семь месяцев?

Да, жил за счет старых запасов, которые позволяли мне какое-то время не работать. И вот безвылазно семь месяцев я читал, штудировал справочную литературу, поднимал свои старые статьи о змеях, которые были написаны после поездки в Туркмению, где мы снимали отлов диких ядовитых змей с работниками серпентария и процесс взятия у них яда. Много материалов поднимал, вспоминал, что-то дописывал, дорабатывал, давал читать своим друзьям.

Я понимал, что я в этой сфере никто, но делал это только для себя! И для своих друзей. И когда я, наконец, закончил, дал друзьям прочитать, они сказали, что это здорово.

Конечно, я на этой книге не собирался делать деньги. Наверное, это было просто необходимо мне самому. Но сейчас, после того как книга вышла, все мои товарищи, знакомые, просто читатели книги просят написать продолжение наших приключений. Честно говоря, я начинаю задумываться об этом.

Похожие статьи

А что вы думаете?

Comments are closed.

122 queries in 0,575 seconds.