Простые вещи
В жестком и полном конкуренции мире бизнеса недостаточно быть просто вежливым. Нужно быть готовым к управлению кризисными ситуациями, личными конфликтами, критикой и другими проблемами, которые возникают, когда люди собираются в одном месте для выполнения какой-либо работы.
Запомните
Мелочи имеют большое значение в тесном деловом общении, особенно такие мелочи, как постукивание пальцами по столу, мурлыканье песенок себе под нос и бросание телефонной трубки на аппарат.
Для выживания и успеха в деловом мире необходимы знания, в том числе как критиковать и воспринимать критику, как
делать и принимать комплименты. По мере продвижения по служебной лестнице вы встретитесь и с тем и с другим, на разных этапах своей карьеры вы будете делать и то и другое. Мы знаем, что очень легко не справиться с этими ситуациями всего лишь по одной причине: с ними не справляются очень часто.
Как относиться к критике
Если только вы сам, а также люди, с которыми вы работаете, не милее Санта Клауса и не умнее Эйнштейна, вы будете критиковать их сами или получать критику в свой адрес в течение всей вашей деловой карьеры. Будьте готовы к этому, воспринимайте это должным образом и отвечайте на нее с умом. Далее следуют некоторые советы в отношении критики.
Как критиковать
- Критикуйте только тет-а-тет. Никогда не критикуйте кого-либо перед другими.
- Критикуйте безлично. Не говорите, что человек «тупой» или «неправильно что-либо делающий». Говорите о поведении, а не о личности, — и никаких «ярлыков».
- Говорите конкретно. Сказать, что вся встреча была бестолковой — это не критика; это — жалоба. Вместо этого скажите, что участников нужно было уведомить заранее, помещение должно быть оборудовано кинопроектором, а повестку дня нужно было напечатать заранее.
- Избегайте кровопролития. Цель критики — улучшить работу, а не уничтожить доверие. Используйте нейтральную лексику. Говорите спокойным голосом. Один из способов смягчить критику — сначала сказать комплимент: «Обычно вы настолько эффективно работаете, что я был удивлен отсутствием повестки дня и кинопроектора. И, в самом деле, участников нужно было уведомить заранее».
Короче говоря, в основе критики должны быть доброжелательность и уважение.
Как воспринимать критику
Это сделать трудно, но пробуйте: думайте о поступающей в ваш адрес критике как о возможности, а не бедствии.
- Не изворачивайтесь и не прячьтесь. Если вы ошиблись, не падайте духом. Не начинайте оправдываться или переваливать вину на другого. Покажите, что вы понимаете всю ответственность, что вам жаль и что вы хотите все исправить и сделать, чтобы такого никогда больше не произошло. Можно сказать что-то вроде следующего: «Я сожалею об ошибке. Я вижу, что должен был все обдумать заранее и предусмотреть все детали».
- Если критика переходит в нанесение личной обиды, не отвечайте тем же. Скажите,- что вам жаль. Можно добавить что-то вроде: «Мне жаль, что это вас расстроило», — и дать другому человеку некоторое время (и место), чтобы он остыл.
- Если критика необоснованная, вы имеете право сказать об этом, но только спокойно. Если другой человек не может говорить спокойно, отложите обсуждение вопроса на некоторое время.
Можно сказать что-то вроде: «На самом деле, я был вместе с клиентом не в офисе, когда это произошло. Возможно, нам нужно встретиться позже и еще раз обсудить этот вопрос».