Вообще между Россией и Турцией много общего. И Малая Азия, и Россия перенесли монгольское нашествие, гордятся имперским прошлым, помнят о засилье иностранцев и европеизации сверху. Христианство и ислам — важнейшие религии обеих стран, переживших недавно длительный период секуляризации. На этом, пожалуй, наиболее заметные черты сходства заканчиваются и начинаются различия.
Главное, что разделяет русских и турок на малоазиатских курортах, — это их роли. Русские — туристы, турки — обслуживающий персонал. То обстоятельство, что в Турции немало русских гидов, а также привычка богатых турок отдыхать на своих курортах, не меняет общей расстановки сил. Ведь и русские как потребители сложились не в Турции, и турки воспитаны другими клиентами — главным образом немцами и англичанами.
Итак, обратимся к тому, что нам хорошо знакомо и что мы иногда совершенно напрасно считаем универсальной нормой. Привыкнув за много лет, что в Союзе многое решалось за нас, а любая поездка за рубеж оборачивалась регламентацией каждого шага, мы нередко требуем такой же заботы о себе от принимающей фирмы или гидов. Внеэкономический характер советских поездок за рубеж предполагал полное отсутствие связи между стоимостью путевок и услуг.
И вот теперь в Турции мы ждем того же — за скромную сумму российский турист требует и желает максимум услуг. Наконец, именно в советском обществе сформировалось уникальное понятие «халявы». Соответственно, российский турист на «халяву» падок. А ведь бесплатный сыр бывает только в мышеловке! Очевидно, что данные потребительские установки уже потенциально опасны, ибо чудес в мире не бывает. Но ведь существуют еще и ожидания принимающей стороны, в данном случае — турок. Каковы же они?
Бакшиш-макшиш
Турция — страна со значительным населением (сейчас турок более 75 миллионов), при этом половина турок — молодежь, часто безработная и не имеющая квалификации. Соответственно, молодые люди готовы устроиться на работу на любых условиях, порой соглашаясь за 100 долларов в месяц работать без выходных каждый день по 18-20 часов официантами в ресторанах, портье в гостиницах, гидами в турфирмах. Хозяева, собственно, им больше не предлагают, а иногда не платят и этих денег.
Они прекрасно осведомлены о привычках европейцев давать чаевые. К тому же на Востоке существует традиция давать бакшиш всем, от кого зависит решение дела, чтобы «подмазать колеса». Бывает, что скромная официальная зарплата официанта целиком идет посреднику, подмазавшему колеса, то есть устроившему на эту работу. Кстати, назначать официантам и портье лишь символическую плату — обычай, распространенный и на Западе.
Итак, портье, официант, шофер, заглядывающие вам в глаза и старательно выполняющие свою работу, надеются на вас. Конечно, вам, может быть, нет дела до местных привычек — вы ведь заплатили турфирме. Но, как говорится, незнание и нежелание знать местные обычаи не освобождает от следования им. Чаевые, не полученные шофером или горничной, — это несмазанные колеса машины туризма. Стоит этому повториться несколько раз, как русские туристы в той или иной гостинице попадают в «черный список».
Турки — народ восточный, они будут вам по-прежнему улыбаться, но в следующий раз предоставят русским туристам номера похуже, забудут их вовремя убрать, разбудить вас на экскурсию и т. д. Нужно признать, что в трехзвездочных гостиницах тенденция хуже обслуживать русских в последние годы все заметнее. Думается, причиной тому — те самые «мы все уже уплатили», которые постоянно слышишь от наших туристов.
Правила шведского стола в Турции
Итак, мы условились, что турецкий служащий надеется на чаевые. Не будем забывать также, что он и питается тем, что остается после туристического стола. Поэтому нет необходимости сметать все со столов только потому, что «оплачено» и «пропадает». Еда, остающаяся на шведском столе, отнюдь не пропадает — это ужин обслуживающего персонала.
Настоящая свобода
Турция — страна с хорошо налаженной системой коммуникаций. Благодаря армии и полиции, турист чувствует себя здесь достаточно благополучно. Конечно, остаются и «горячие точки», да и несчастные случаи порой происходят. Но в любом случае нам там спокойней путешествовать, чем иностранцам по российским столицам.
Часть наших туристов этому не верит, другая же, наоборот, теряет всякую осторожность. И то и другое — крайности, которых следует избегать. Не нужно, вероятно, ожидать распространения режима «все включено» на самостоятельно приобретенную «на стороне» экскурсию и возникший при этом страховой случай (болезнь, авария). Тем более неуместно использовать в таком случае сотрудников отправляющей фирмы в качестве козлов отпущения. Однако и гиды турфирм не вправе «впаривать» свои услуги — экскурсии или посещение магазинов — с твердостью людей, не имеющих никакого понятия о свободе человека.
рассказ гида на трансфере (переезде в гостиницу) напоминает детские страшилки типа «чудовище вида ужасного схватило ребенка несчастного» или «придет серенький волчок и укусит за бочок». Конечно, туристов следует предупредить об опасностях и проблемах, но, в конце концов, мы сами вправе выбирать «на что свою свечу нещадно тратить»…
Как нужно торговаться
Все приезжающие в Турцию знают, что на Востоке принято торговаться. Однако мало кто осведомлен, где и как это следует делать. Мелкие магазинчики и лавки на базарах будто специально созданы для торга. Здесь можно смело сбивать цену товара наполовину — точнее, покупать вещь за ее цену, ибо названная вначале — завышена.
Однако в крупных магазинах с фиксированными ценами торговаться не только бесполезно, но и неприлично. Эти центры собственно и создавались, чтобы противопоставить восточной торговле тот или иной «уголок Запада». К тому же сумма, которую продавец все-таки получит сверх цены, если вы купили не торгуясь, — это его небольшой «навар». Торговля в маленьких лавках — это отнюдь не большой бизнес, а добывание скромных средств на жизнь.
Отношение к женщинам и детям
Средиземноморское и Эгейское побережья Турции — курортные зоны, во многом ориентированные на туристов. Но не забывайте, что Турция остается восточной страной! Это проявляется, в частности, в отношении к местным женщинам. За пределами больших курортов они по-прежнему носят традиционную одежду, и хотя закрывать лицо при посторонних они уже не обязаны, их «красота» по-прежнему находится под защитой родственников — мужчин.
С ними не стоит заговаривать и тем более не следует их фотографировать. Это касается и детей, но по другой причине — турки боятся сглаза. Примечательно, что на Востоке считается, что сглаз приносит именно синее око. Поэтому изображения синего глаза — «назиры», или «глаза Фатимы», как правило стеклянные, встречаются повсюду. При этом баловать на улице детей, даже чужих, — обычное дело у турок. Они могут запросто потрепать чужого ребенка за ухо или поцеловать в щечку.
Это, вероятно, мало кому из российских мамочек понравится, но этому не надо удивляться — мы ведь в Турции (так, в Индии обычным делом было бы назвать ребенка бранными словами — опять же не обиды ради, а для защиты от сглаза). Все-таки Восток — дело тонкое, и к нему не нужно подходить с европейскими стандартами.
Не судите, да не судимы будете
В бытность мою историческим гидом я поражался рвению, с которым наши туристы пытали турецких служащих о национальных проблемах страны — об армянской трагедии, о судьбах курдов. Добро бы вопросы исходили из уст какого-нибудь рафинированного швейцарца. А то их задают наши граждане, которые недовольно морщатся при вопросах о «пятом пункте» и Чечне.
Наверное, нельзя забывать о трагических судьбах того или иного народа, но устраивать в экскурсионном автобусе Нюрнбергский процесс, да в придачу соглашаться быть на нем только прокурорами — это не дело. К тому же с турками диалог на эту тему вообще очень сложен.
Их мировоззрение сложилось в результате планомерной пропаганды и необъективного преподавания. Принять иную, чем официальная, точку зрения они не могут, это для них и небезопасно. Любителям истины следует обратиться в архивы, а правдоискателям вполне найдется работа и дома.
Не стреляйте в пианиста!
Среди туристов нечасто, но встречаются узкие специалисты — тюркологи, археологи, историки-классики, исламоведы, которых, конечно, нужно пожалеть. Любой рассказ экскурсовода — это развесистая клюква. Качество этой клюквы зависит от образования и интеллектуального уровня гида, но это всегда далекая от истины свободная импровизация. Таков, если хотите, закон жанра.
Каждый исторический факт оплетен дюжиной малоправдоподобных рассказов, которыми гиды расцвечивают свое повествование. Еще античный автор Лукиан писал по этому поводу: «Если бы кто-нибудь отнял у Эллады эти похожие на сказки рассказы, то толкователи могли бы легко погибнуть с голоду, так как иностранцы не пожелали бы слушать правду». И это действительно так.
К примеру, в Турции многие прекрасные уголки уже двадцать лет тиражируются именем Клеопатры, хотя эта особа и слыхом о них не слыхивала. Тут гидам приходится пускаться в открытое плавание по океану своей фантазии. И вот тогда-то профессионалы на отдыхе просыпаются. Как правило, их вопросы и замечания способны лишить то или иное место очарования, но заменить выдумку столь же сочными фактами не удается. Исторические факты похожи на кости или мумию. Им не хватает жизни, чтобы удержать внимание праздного слушателя. Разве ему есть дело до того, каков точный возраст находящейся по соседству неолитической стоянки? И число найденных на этой стоянке человеческих костей вряд ли кого вдохновит.
Никто не будет слушать точный отчет о минеральном составе вод целебного источника, но рассказ о его целебных качествах и вечная легенда об умирающем и вернувшемся к жизни римском легионере сделает свое дело. Поэтому консультации профессионала гидам — дело полезное, но требовать от чичероне профессорской лекции — дело нереальное. Приходится признаться, что профессионалов не хватает на всех уровнях турбизнеса, но удивительно, как в наших условиях турфирмы вообще продолжают работать. Так что, как говорится, «не стреляйте в пианиста, он играет как умеет…»