Прежде всего, можно выделить две большие группы ораторов: рациональные — «технари» и эмоциональные — «гуманитарии» (это рабочие термины, не претендующие на точность). Каждая из этих групп, в свою очередь, может быть разделена еще на две. «Технари» включают в себя «системщиков» и «мыслителей», а «гуманитарии» — «поэтов» и «вождей». Повторю, что это не тип личности, а лишь определенный ораторский тип.
Системщики
Для представителей этого типа характерна тщательная подготовка выступления. Они возводят в абсолют конкретность примеров, точность цитат, исповедуют приверженность фактам, любят колонки цифр и ряды формул на доске, критично относятся к публичному выражению чувств. Говорят спокойно, но сухо и невыразительно, крайне редко позволяют себе шутку или неожиданную метафору.
Все их внимание обращено к содержанию выступления, они не любят отступать от намеченного плана, и если что-то «выбивает их из колеи», то им бывает очень трудно справиться с возникшей ситуацией. В этом случае «системщики» могут потерять контроль над аудиторией, так как во время выступления они поддерживали связь со слушателями лишь опосредованно. Ораторы этого типа прекрасно готовят материал, они хороши в чтении научных сообщений и докладов, но проигрывают, когда необходимо добиться от зала сопереживания.
Мыслители
Есть люди, которые любят порассуждать вслух, но при этом их словесные построения лишены легкости и изящества. Это скорее публичный труд, медлительная работа шелкопряда, собирающего лапками нити разрозненных мыслей. Наблюдать за рождением новых идей бывает очень занимательно, но, из-за отсутствия у оратора артистизма, не менее утомительно.
«Мыслители» способны на неожиданные решения, им нередко свойствен парадоксальный взгляд на события. Однако они могут уводить внимание слушателей далеко в сторону от своей темы. Хорошо, если материал выступления им знаком — основываясь на известном, они способны создать нечто новое, но именно из «мыслителей» получаются выдающиеся демагоги в том случае, если они не владеют предметом высказывания.
Ораторы этого типа не особенно заботятся о впечатлении, которое производят, бывают небрежны в жестах (засовывают руки в карманы), говорят тихо или, наоборот, громко, как бы забывая о других. «Мыслители» хороши в речах совещательного типа, когда важен процесс поиска решений, но им гораздо труднее работать в условиях ограниченного времени.
Поэты
Название это весьма условное — редко кто из ораторов этого типа пишет стихи. Их неоспоримым преимуществом является богатый словарный запас и развитое чувство языка. Именно они создают неповторимые словесные образы, жонглируя метафорами, гиперболами, аллегориями, оксюморонами и другими «вкусностями» русской речи.
Если к этому блюду бывает добавлена приятная внешность, красивый голос, изящные манеры, то слушать такого оратора — редкое удовольствие. «Поэты» сильны, когда дело касается описания чувств, предметов, картин природы и событий. Они бывают великолепными рассказчиками, но им гораздо труднее существовать в жестких рамках плана и работать с конкретной информацией.
Вожди
Это ораторы, способные воодушевить толпу. Энергия и сила их слова требуют простора площадей. В обычных жизненных ситуациях вы лишь ощущаете накал этой лавы, догадываетесь о ней по блеску глаз, по широкому жесту, по крепости голоса.
Содержание их выступлений основано на сочетании безупречной аргументации и ярких жизненных примеров. Никому лучше не удается так уверенно держать зал, не отпуская его ни на секунду. Если о других частенько скажешь, что они лишь говорят слова, то эти ораторы своим словом действуют. Однако с «вождями» случаются и печальные метаморфозы. Если предмет речи, что не так уж редко бывает в жизни, не задевает их за живое, то из вождей они превращаются в аморфных беспозвоночных, теряя не только силу слова, но и силу звука.
Как правильно спорить
Давно замечено, что человек проявляет себя именно в ссоре, споре, столкновении интересов. Речевое поведение человека в ситуации эмоционального стресса многое говорит о его личности.
Ученые выделяют три типа коммуникативной компетенции: конфликтный, центрированный и кооператорский.
Что представляет собой конфликтный тип?
Это агрессор или манипулятор, чьи действия открыто или завуалированно направлены против партнера по общению. Встреча с такими людьми не сулит радости. Как деловые партнеры они неудобны, поскольку преследуют только собственные интересы. В конфликтах могут нагрубить или наговорить колкостей, получая удовольствие от унижения собеседника.
Их отличает неумение регулировать силу голоса в зависимости от ситуации — как правило, они говорят громче, чем требуется. Они могут быть точно так же несдержанны в жестах и словесных оборотах. При столкновении с таким типом самое главное — сохранять спокойствие и не терять чувства собственного достоинства.
Вспомните времена советской торговли:
- (Женщина из очереди) — Да можно там побыстрее, а! Копаются еле-еле!
- (Продавщица) — Че орать-то! Не хочешь — не стой!
Центрированный тип
Центрированный тип языковой личности любопытно наблюдать во время переговоров или собеседований. Его главная особенность заключается в игнорировании собеседника и концентрации внимания на себе. Более активные эгоцентрики бывают шумными, с выразительной голосовой подачей, яркими словесными образами, но их меньше всего интересует мнение партнера, они слышат только себя.
- (Приятель, глядя по сторонам) — Да все слава Богу! Детей вот на юг свозил… А ты где отдыхал? (не дожидаясь ответа) Видел наших кого-нибудь? (не дожидаясь ответа)
Говорят, Ленка замуж наконец-то вышла…
Их более меланхоличные «собратья» могут быть, наоборот, полностью закрыты. Они отвечают невпопад, неожиданно меняют тему, не слушают партнера. О таких говорят: «Опять ушел в себя». Эти люди скупы в жестах, эмоционально и интонационно невыразительны.
Говорят, как правило, тихо, тембр голоса — тускл, речь монотонна. Вести с ними диалог трудно — требуется постоянно привлекать и удерживать их внимание. Иногда вызывают раздражение, но допускать проявления этого чувства нельзя — это приведет либо к непониманию, либо к еще большей закрытости.
Кооператорский тип
Здесь очевидна настроенность на партнера в общении, но важно понять, что за ней стоит. В одних случаях это выглядит, скорее, как имитация настоящего интереса (партнер поддакивает, кивает головой, повторяет ваши слова), в других — это действительно желание понять собеседника, войти в его положение.
Такой человек не только способен услышать и увидеть партнера, но и настроиться на его волну, заговорить на его языке. Подобное речевое поведение требует мастерского владения голосом, пластичной выразительности, языкового богатства.
Каждый человек способен к проявлению разных типов речевого поведения, в зависимости от ситуации. Но очевидно, что для достижения успеха в общении чаще бывают полезными навыки кооператорского типа.