Слово «риторика» переводится с греческого как «теория красноречия». Деловая риторика является частью риторики и направлена на обучение руководителей правилам общения и коммуникации, так как отсутствие понимания в данной области ведет к неудачам специалистом, а также падению их рейтинга в глазах коллектива.
Любой руководитель должен обладать красноречием, и этому следует учиться.
Правила общения/выступления
- Деловое общение должно быть доступным для понимания, а это предполагает содержательность речи и зависит от уровня слушателей, будь то пенсионеры, спортсмены или ученые. В данном случае наиболее важна актуальность преподносимой информации, достоверные факты.
- Одним из хороших подходов в деловом общении является вызов эмоций у аудитории. Это достигается с помощью образных аналогий, тем самым у слушателей возникают яркие ассоциации.
- Деловое общение должно быть основано на человеческих ощущениях, поэтому нужно смело применять в выступлениях цвет, звук, рисунки, схемы. Чем больше человек поразился, тем лучше он усвоит информацию.
- Возможен так называемый экспрессивный подход в деловом общении, его главные черты — обилие жестов, вызов и напряженность речи. Интенсивность речи также важно, нужно менять темп в момент выступления и следить за реакцией аудитории.
Действия и вид выступающего
- Привлекательный внешний вид, который вызовет симпатию и положительные эмоции.
- Начальные фразы — очень важно сразу же привлечь внимание аудитории, заинтересовать ее.
- Всегда аргументировать свои доводы, приводить реальные факты.
- Иметь в своем запасе набор «цепляющих» фраз и употреблять их равномерно на протяжении выступления.
- Активно использовать систему интонаций/пауз. Пауза — показатель уверенности выступающего, она дает возможность аудитории обсудить часть полученной информации и осмыслить ее.
- Грамотность — правильное построение предложений, подбор фраз, изложение, доступное для аудитории. Правильно произносите слова, ударения, избегайте штампов и слов-паразитов.
- Концентрация внимания слушателей — достигается моментами расслабления, для этого подходит юмор и интересные случаи из жизни.
- Известная пропорция: 1 — вся информация, 0,9 — то, что вы смогли рассказать, 0,7 — услышала аудитория, 0,7 — аудитория поняла, 0,25 — запомнила.